Главная | Публикации | Можно ли взыскать с директора долги...

Как взыскать долги с контрагента?
Не даём должнику оставить
у себя Ваши деньги.

Вам не заплатили за работу/услугу, вы опечалены и намерены подать на неплательщика в суд? Что ж, решение однозначно верное - на недобросовестное поведение контрагента нужно реагировать, причём зачастую есть смысл это делать оперативно и жестко.

Рассказываем, как подготовиться к судебному процессу ещё перед началом конфликта, на какие документы обратить внимание и какие действия могут все испортить.
29 марта, 2021 | Взыскание долгов
Вступая в отношения с новым контрагентом, уже начинайте думать, как будете взыскивать с него деньги. Если речь идёт о проверенных контрагентах, тем более не пренебрегайте этим правилом - сколько угодно случаев, когда доказательной базы нет вообще никакой, а на вопрос «как так?» клиент отвечает, что всегда так работали и было нормально. У нас в практике был случай, когда арендатор много лет арендовал помещение у одного и того же арендодателя. Когда отношения близились к завершению и пришло время платить аренду за последние месяцы, директор арендатора просто отдал директору арендодателя в счёт аренды больше 1 000 000 рублей наличными, не требуя ни расписок, ни актов передачи денег, ни вообще каких-либо иных документов. А недобросовестный арендодатель после этого начал требовать от арендатора де-факто внесённую арендную плату, ссылаясь на отсутствие доказательств оплаты. Помните, в случае спора суд будут интересовать по большей части документы, поэтому никому не будет дела до возможной понятийной договорённости между сторонами.

Порядок в документах - ключевое условие для успеха в суде, получения денег и пресечения злоупотреблений Ваших контрагентов.
В этом материале рассказываем, как подготовиться к судебному процессу, на какие документы обратить внимание и какие действия могут все испортить.
Материал подготовили
Антон Поликутин
Партнер, руководитель.
Банкротство, арбитражные споры, административно-правовая защита бизнеса.
1. Обеспечьте наличие нормального договора с контрагентом.
Под нормальным понимается документ, не создающий для Вас нестандартных обременений и учитывавший специфику Вашего бизнеса.

К примеру, если есть понимание, что Вы будете активно общаться с контрагентом по электронной почте либо через мессенджеры, пропишите это в договоре, укажите контактные электронные адресы и имена сотрудников, ответственных за взаимодействие по договору. В ситуации спора контрагенту будет сложнее говорить о том, что переписка по электронной почте вообще ничем не предусмотрена, а электронные адреса ему не принадлежат и никаких писем он не отправлял.

Установите правило о неустойке на случай неоплаты. К примеру, если денег вовремя нет, неустойка составляет 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки.
Да, суды неустойку часто режут. Однако в нашей практике встречались случаи, когда суды взыскивали пеню по ставке больше 1% от размера задолженности. Поэтому, по крайней мере, условие о неустойке может мотивировать Вашего контрагента не слишком затягивать с оплатой.

Укажите адекватную подсудность.
Вы можете быть правы в споре тысячу раз, но доказывать свою позицию где-нибудь в арбитражном суде чукотского автономного округа при фактическом нахождении в Москве может быть несколько неудобно. Да, есть видеоконференц-связь и онлайн заседания, однако никаких гарантий, что Вам позволят участвовать в суде дистанционно, нет. Поэтому суд для будущих споров лучше в договоре указать тот, участие в котором Вы при необходимости сможете обеспечить.
2. Есть смысл позаботиться о подписанных первичных документах.
3. Регулярно проводите с контрагентом сверку расчётов
и составляйте двусторонние акты сверок.

Первичные документы - важнейшие доказательства самого факта поставки товара, работ или услуг.
Если акты пописаны с обеих сторон, это значительно упрощает взыскание долга. Не следует пренебрегать скурпулезным оформлением всей необходимой первичной документации.

По содержанию и реквизитам первички. Есть смысл, чтобы на каждом акте/накладной/упд содержалась печать Вашего контрагента. Логика здесь в том, что сам по себе доступ к печати свидетельствует о подписании документов уполномоченным лицом. Соответственно, при наличии печати на документах Вашему оппоненту сложнее будет ссылаться на то, что Вы не работали, а первичные документы подписаны некими людьми без полномочий.
Такие акты должны быть подписаны Вашим контрагентом прежде всего. В ситуации спора акт сверки будет служить дополнительным доказательством существования задолженности.
4. Свидетельские показания.
Ваши сотрудники должны быть готовы подтвердить факт выполнения работ/услуг для Вашего контрагента. Безусловно, речь идёт о тех сотрудниках, которые были задействованы в таких работах. Многие могут сказать, что сотрудники являются заинтересованными лицами и в суде им никто не поверит. Между тем, в нашей практике достаточно прямо противоположных случаев, когда в основу судебного акта ложились свидетельские показания сотрудников одного из участников спора.

5.Сохраняйте возможность для проведения экспертизы.
Предположим, Вы заплатили за некачественный товар, это выяснилось, вы решили вернуть деньги. Не утилизируйте этот товар для обеспечения возможности экспертного исследования и проверки доводов о его качестве. Рекомендация прежде всего касается ситуаций, когда речь идёт не о классическом взыскании долга, а о возврате денег за ненадлежащего качества товар и взыскании возникших в этой связи убытков.
Подведем итоги: