Главная | Публикации | Проверка бизнеса по-новому

Проверка бизнеса по-новому

Обычно мы пишем про банкротство, взыскание долгов и защиту активов. Однако, нам попались на глаза достаточно интересные изменения в области государственного контроля за бизнесом, которыми мы захотели поделиться.
Закон отменяет «палочную» систему выявления административных нарушений. Будет запрещено оценивать эффективность работы надзорного органа по количеству выявленных нарушений и привлеченных к ответственности лиц. Вместо этого предполагается сместить акцент на профилактику рисков причинения вреда.

Профилактика будут заключаться в:
- информировании о недопустимости нарушений;
- обобщении практики действий, применяемых при конкретном нарушении;
- стимулировании добросовестных лиц;
- объявлении предостережений при небольших рисках нарушения;
- консультировании компаний по вопросам контроля;
- самостоятельной оценки уровня соблюдения требований;
- профилактических визитах проверяющих.
Что это за общие формулировки и как они будут работать на практике, заменив палочную систему – на данном этапе это большой вопрос. Тем не менее, хочется ожидать, что изменения смогут хотя бы немного приостановить погоню проверяющих за количеством штрафов и предписаний.
13 апреля, 2021
1. Отменяется палочная система.
2. Предприниматели смогут себя обезопасить от плановых проверок.
3. Появляется возможность профилактических бесед с инспекторами.
Рассказываем про модный термин «регуляторная гильотина» и выясняем, как она изменит государственный контроль за предпринимателями. Речь пойдет о наиболее ярких изменениях на наш взгляд.
Под регуляторной гильотиной понимается масштабная реформа надзорной деятельности за бизнесом. Декларируемая цель – упростить жизнь бизнес-сообществу, сделав проверки более предсказуемыми, а обязательные требования понятными. Но станет ли компаниям проще работать в новых реалиях? Давайте разбираться.

Итак, С 1 июля 2021 года вступает в силу новый федеральный закон о государственном контроле (Закон №248-ФЗ), предусматривающий следующие новеллы:
Предусмотрена довольно интересная новелла в виде независимой оценки соблюдения обязательных требований. Суть в том, что будут созданы независимые инспекции. Предполагается, что такие инспекции не будут зависеть ни от предпринимателя, ни от контролирующих органов. Предприниматель сможет обратиться в такую инспекцию и получить заключение о соответствии обязательным требованиям (к примеру, требованиям в области пожарной безопасности, требованиям в области в охраны труда и т.п.).

Основной смысл всех этих телодвижений – в течение срока действия этого заключения контрольные органы не будут проводить плановые проверки. Соответствие каким конкретно требованиям смогут определять инспекции – этот вопрос будет регулироваться отдельным федеральным законом о виде контроля. Аналогичным образом будут определяться и сроки действия заключений о соответствии.
На этой новелле следует остановиться отдельно. Закон о том или ином виде контроля будет предусматривать, что с определенной периодичностью надзорный орган обязан предложить профилактический визит предпринимателю. Но никакой навязчивости – компания сможет отказаться от визита, предупредив контролеров за три дня до его проведения.
Если же предприниматель не против визита, то инспектор сможет провести с ним профилактическую беседу и даже провести необходимые консультации по вопросу соблюдения обязательных требований.

Формат визита также вполне демократичен – можно общаться лично либо по видеосвязи.

Однако нужно помнить, что если компания согласилась на профилактическую беседу, а инспектор случайно обнаружил нарушения, то он обязан немедленно проинформировать о нарушениях надзорный орган для принятия решения о внеплановой проверке.
4. Досудебный порядок обжалования действий госорганов становится обязательным.
Раннее такой порядок существовал лишь при обжаловании действий отдельных госорганов (к примеру, при обжаловании решений налоговых органов).
С 01.07.2021 г. Правительством расширяется перечень случаев, когда при обжаловании решений госорганов не обойтись без обязательного предварительного обращения в вышестоящий орган.
Спорное нововведение, учитывая, что вышестоящие контрольные органы встают на сторону предпринимателя достаточно нечасто.
Главное, чтобы такое предварительное обжалование не сводилось лишь к формальной процедуре на пути к судебной защите.

Выводы:

Анонсированные изменения и правда выглядят как революционные. Часть из них, такие как отмена палочной системы и возможность не участвовать в плановых проверках однозначно воспринимаются позитивно. В то же время, есть мнение, что стремление к палочным показателям уже прочно закрепилось в самой ментальности контролеров, и полностью перестроить взаимодействие с бизнесом им будет довольно непросто. Поэтому на старте реформы, на наш взгляд, не стоит ждать каких-то радикальных изменений в настроении проверяющих и их готовности консультировать вас по обязательным требованиям для профилактики рисков.

Помните, что в конечном итоге никто лучше не позаботится о безопасности бизнеса, чем его собственник. Поэтому мы призываем предпринимателей не усыплять бдительность и не ждать послаблений от контролеров. Делайте свой бизнес безопасным, а при нападках госорганов привлекайте профильных специалистов и не пускайте ситуацию на самотёк. Активная позиция, о которой мы так часто говорим, и в ситуации взаимодействия с контролерами показывает свою высокую эффективность.